Баннер

ВЫБИРАЯ ЛЮБОВЬ.(Анализ характера главного героя в фильме «Доживем до понедельника»)

Статьи

Пока я училась в школе, долгое время мне казалось, что учителя это особенные люди, которые всегда правы. Они являлись для меня примером для подражания, имея не меньший авторитет, чем родители. Но повзрослев, я стала замечать, что мои педагоги как и все страдают, переживают и совершают ошибки, только спрос с них гораздо выше.

Думаю, что именно поэтому фильм «Доживем до понедельника», снятый более сорока лет назад, так легко смотреть современному зрителю. Главный герой, Илья Семенович Мельников, учитель истории старших классов, представлен не как архитип, - идеальный советский учитель, - а обычным, живым человеком, впрочем, как и все персонажи картины. Наташа Горелова неспроста подписывает в подарок свою фотографию «матери нашего дорогого человека», а не «учителя». Школа в фильме показана удивительно правдоподобно: она не другой мир, а мир - параллельный, существующий по тем же законам, что и жизнь за ее пределами.

Но профессия учителя требует во многом проявлять больше ответственности, чем какая-либо другая сфера деятельности, так как она влияет на формирование детской души. И выбор сценариста - раскрыть идею триединства счастья, любви и свободы в школьной среде - становится обоснованным. В достижении счастья Мельникову мешает не только его предубеждения, общественное мнение, но и статус учителя, что усиливает конфликт во всем произведении.

Хотя герой не архитипичен, он постоянно стремится к этому образу. Его речь наполнена аллегориями и цитатами, говорит он немного, но всегда очень лаконично вставляет свои реплики, четко и правильно произнося каждое слово. Его одежда строгая и аккуратная, волосы причесаны, спина ровная; идет он уверенно, создавая с первого взгляда впечатление человека сильного и умного.

Режиссер Станислав Ростоцкий неспроста, как мне кажется, выбирает на эту роль Вячеслава Тихонова, к тому времени уже достаточно известного актера. Возможно, он видит некоторые общие черты Мельникова с князем Болконским из «Войны и мира», которого сыграл Тихонов. Оба умные, образованные и холодные, задающие миру вопросы, на которые нет ответов. При этом оба персонажа очень красивы. И если Лев Толстой прописывал внешность героя, то в сценарии Георгия Полонского, думаю, этого не было. Сделать Илью Семеновича привлекательным была находка режиссера, который уже не раз работал с Тихоновым и не мог не обратить внимания на его природную красоту.

В Мельникова трудно не влюбиться не только его ученикам, но и зрителю. Герой, как я уже говорила, не только умен, но и очень красив. Никакой возраст или простая недорогая одежда не могут сделать его менее привлекательным. Преподаватель литературы, Светлана Михайловна, уже давно очарована Ильей Семеновичем, но в отличие от Наташи, она из-за своей чопорности, не может понять Мельникова. А «счастье - это когда тебя понимают» пишет в своем сочинении Гена Шестопалов.

Понимает ли сам себя герой? Характер Ильи Семеновича очень сложен. Весь фильм ему мешают не внешние факторы, а внутренние. С точки зрения драматургии, главный конфликт Мельникова не с обществом, которое против неравных отношений, а с самим собой. Ведь он не похож на человека, зависимого от чужого мнения, напротив он кажется свободной, демократичной личностью. С каким упорством он защищает своего ученика, Гену Шестопалова, который сжег сочинения всего класса. И в тоже время ему тяжело решиться поговорить с Наташей по телефону и извиниться, за свою несправедливую суровость по отношению к ней.

Весь фильм построен на действии героев, от чего диалоги не кажутся необходимостью для раскрытия сюжета, а, наоборот, становятся более тонкими и уместными. Если разбирать подробнее сцену со звонком, то основную информацию о душевном переживании Мельникова зритель получает из его поступков - это доступный для каждого, хорошо продуманный язык тела, если можно так его назвать. Илья Семенович, уединяясь в комнате, не просто хочет извиниться перед Наташей, он желает с ней поговорить как с другом, поэтому он так скоро уходит от матери. Герой не включает свет, как будто скрывается от кого-то, он не решается поднять долго трубку и не сразу набирает номер. Во всем этом есть что-то нерешительно-детское. Взрослого, умудренного опытом мужчину, прошедшего войну, таким слабым может сделать только любовь, которая обезоруживает всех и каждого.

И вот уже начав говорить с Наташей, он вдруг глупо шутит над бедной девушкой. «Что у вас сегодня показывают?» - спрашивает Мельников, будто в кассе кинотеатра.

В этом эпизоде у зрителя складывается полное понимание характера героя. Становится очевидным, что не только Наташа Горелова влюблена в своего бывшего учителя, но и он испытывает к ней сильные чувства, которые возникли уже давно, но думать о них он смог позволить себе только сейчас. Этому в подтверждение воспоминания матери Ильи Семеновича о Наташе. Причем важно не то, что она говорит о девушке, а как она это делает: каждым словом она цепляет сына, улавливая в его реакциях подтверждения своим догадкам. Сам же Мельников, звоня Гореловой, даже не ищет номер её телефона, что говорит о том, что он звонил ей раньше. Годы разлуки не дали забыть герою эту мелочь, так как эти несколько цифр связанны с дорогим ему человеком.

Причем зритель беспрекословно верит в то, что до этого была трогательная история любви ученицы к учителю потому, что повествование начинается не с понедельника, а четверга - конца недели. Где развязка основной трагедии становится причиной новой истории. Этим фильм и необычен. Если бы он рассказывал обычную трагедию любви, когда Наташа еще училась в школе, то главным героем, конечно же, была сама девочка, но для режиссера куда интереснее сместить все акценты и понаблюдать за Мельниковым. После возвращения Наташи в школу в качестве учителя, мы понимаем, что Горелова выбрала место работы не случайно; девушка все для себя решила. Она не может больше сопротивляться чувству, хотя долгое время боролась с ним, что становится понятным Илье Семеновичу из разговора с Борей, за которого Горелова собиралась замуж. Теперь выбор предстоит сделать Мельникову. Может ли он позволить себе любить эту девушку? Или скорее может ли он принять её любовь?

Его тяжелые искания и борьба с самим собой, становятся единственным механизмом, который двигает весь фильм. В этой картине, по сути, нет каких-то неожиданных происшествий, все, что случается в школьной жизни на экране, происходит каждый день в любом подобном учебном заведении и сегодня: ученики шалят, учителя их воспитывают, и в этом нет ничего удивительного. Но реакция на происходящее Ильи Семеновича столь бурная, что привычные раньше ему события, он представляет в мировом масштабе. Герой начинает сомневаться в своих преподавательских способностях, а поступок Шестопалова считает своего рода подвигом и даже не пытается встать на сторону Светланы Михайловны.

Его внутренние переживания, вызванные борьбой с любовью, отражаются во всех его мыслях и чувствах, он может ни за что наброситься на молодую учительницу начальных классов, или ностальгировать в актовом зале, играя на фортепьяно. Но при этом Мельников никак не хочет признаться Наташе в симпатии. Его противоречивый характер в новой, незнакомой для Ильи Семеновича жизненной ситуации показывает себя со всех сторон, со всеми достоинствами и недостатками.

Класс Мельникова, отчасти, является его собственным отражением: дети в нем такие разные и противоречивые, как его чувства, но при это они создают целостный коллектив. Он учит их, а они обучают его, преподавая Илье Семеновичу его же уроки, благодаря которым, он достигает гармонии с самим собой в конце фильма.

Урок истории, посвященный лейтенанту Шмидту, становится кульминационным моментом во всем фильме. Илья Семенович, рассказывая о Петре Петровиче Шмидте, убеждает ребят в том, что иногда осознанная ошибка может являться подвигом, где в основе лежит мораль, а не холодный расчет. Пятнадцать строчек о лейтенанте это не мало, и если не спешить со своими выводами, то можно понять причины и мотивы его поступка. Поэтому Илья Семенович рвется защитить Шестопалова, который в стихотворении объясняет свое поведение. Гена, как лейтенант Шмидт, жертвует собой ради правды и справедливости, ради того, чтобы его услышали и поняли, а значит, ради счастья.

Вернувшись в класс, Мельников говорит ученикам о том, что им нужно проститься. Хотя герой не произносит больше ни слова, все понимают, что Илья Семенович решил уйти навсегда. Несколько секунд, растянутые режиссером в минуту - безмолвный диалог человеческих глаз, где каждый ученик с мольбой смотрит на учителя. На их лицах столько эмоций и чувств, столько вопросов. И среди этих глаз есть и Наташа Горелова, которая хоть и закончила школу, но навсегда останется ученицей Ильи Семеновича Мельникова. Она вместе с учениками не может поверить в происходящее и ждет от Ильи Семеновича кого-то чуда. Каждый, кто сидел в этот момент в классе, нуждался в нем, потому что Илья Семенович был для них больше чем учитель, он был другом, родителем, наставником, кумиром, и он сам не мог жить без своих учеников. Мельников не смог уйти и бросить их, так как это было бы предательством. В эти минуты он обрел гармонию с собой, он перестал отказываться от любви. Он впустил в сердце любовь своих учеников, он впустил любовь Наташи.

Когда человек принимает любовь, он становится на ступеньку выше, как Шестопалов. Хотя мальчик понимает, что объект его поклонения лишь внешне красив, ему доставляет наслаждение само чувство любви. Это вдохновляет его и делает лучше. Так и Илья Семенович Мельников становится счастливее, когда разрешает себе любить других и быть любимым. Ведь Наташа спрашивает в начале фильма Мельникова: «А вам? Вам любовь не нужна?». В тот момент девушка не предлагала только свою любовь, она говорила о ней в целом.

Так основной конфликт находит свое разрешение. Фильм выхватывает всего лишь небольшой кусок истории любви, показать который как самостоятельную картину удалось лишь благодаря характеру главного героя, который постоянно боролся с самим собой.

Действие фильма кончается в субботу. Зритель видит здание школы с титром: «Доживем до понедельника». Илья Семенович принял решение остаться, но что с ним будет дальше - точно сказать нельзя. Как говорится, поживем - увидим. Но фильм кончается, а значит каждый вправе сам додумать судьбу учителя истории. Мне бы хотелось, чтобы в дальнейшем герой не терял себя и не отказывался от любви. А думать о том, сложится ли у него семья с Наташей, я бы не стала, так как это совсем другая история. Но каждый зритель имеет право выбора. Этим и прекрасен открытый конец фильма «Доживем до понедельника».