Баннер

ДВОЕ.(Актерский ансамбль в фильме "Как я провел этим летом")

Статьи

Бескрайние просторы природы всегда поражают людей своей величественностью, наполняя духом свободы... Но если бесконечная даль ограничивается размерами острова где-то на краю земли? Тогда оказавшись как бы в замкнутом пространстве, не имея возможности уйти за пределы этих «просторов», человек раскрывает свою сущность, показывая себя одновременно как с самых хороших, так и с плохих сторон. Случилось так и с героями фильма Алексея Попогребского «Как я провел этим летом». Два метеоролога, Сергей Витальевич и Павел, живут на полярной станции совсем одни. Совершенно разные по своему характеру, возрасту и жизненному опыту люди, словно на маленькой лодке посреди океана, должны вместе противостоять всем трудностям и четко выполнять свою работу.

Всего в картине три главных героя — это два метеоролога и природа, с которой постоянно взаимодействуют Сергей и Павел. Второстепенных лиц фильм не имеет, если не считать закадровых персонажей: семью начальника полярной станции и научных сотрудников, с которыми ведется связь по рации. Не часто встретишь полнометражный фильм, где от начала до конца в кадре играют только два артиста. Наверное, поэтому картина «Как я провел этим летом» и становится интересной: внимание зрителя не рассеивается, и он может во всей полноте оценить работу актера, на которой держится весь фильм.

С первых кадров ленты видно, насколько герои разные, хотя цель у них одна: получить точные показания метеорологических приборов и предсказать погоду. Павел во всем доверяет технике. На его столе стоит мощный компьютер. Рабочее же место Сергея все завалено бумагами: какие-то журналы просто протерты до дыр; все заполнятся в документах от руки; единственный вспомогательный прибор — это калькулятор.

Конфликт между полярниками возникает почти на пустом месте, как это часто бывает в жизни между двумя поколениями. Сергей Витальевич, вместо того, чтобы вежливо сказать Паше о том, что он забыл патроны, требует от мальчишки сдать их немедленно, указывая тем самым на его рассеянность. Такие напряженные отношения и противоположные по настроениям характеры героев не удивительны, так как каждый сценарист, работая над фильмом, старается создать уникальных персонажей, для их возможного взаимодействия между собой в картине. Но то, насколько удастся воплотить противоречивые характеры в кадре, целиком и полностью зависит от актеров. И мне кажется, что в этом фильме Григорию Добрыгину и Сергею Пускепалису это удалось. Они всего из двух человек смогли составить полноценный актерский ансамбль, который работал цельно и взаимосвязано. На каждое действие Павла была незамедлительная, яркая реакция Сергея Витальевича и наоборот. Думаю, это давалось легко актерам, так как между ними и в жизни существенная возрастная разница.

Огромное значение для фильма и актеров в особенности сыграла съемка на натуре. Такое решение, принятое режиссером, заслуживает настоящего уважения. Работать в павильоне гораздо легче, но добиться не только правдоподобности, но и естественной красоты, которой наполнен фильм, в помещении было бы просто не возможно. Актерам реалистичный пейзаж и климат, наверняка, помогли быстро освоиться и понять своих персонажей. Григорию Добрыгину и Сергею Пускепалису не надо было додумывать обстановку вокруг себя, воображать лишь на время съемочного дня, что они живут в домике полярников, так как условия их быта не отличались от места съемок, а их трехмесячная продолжительность соответствовала времени пребывания героев на острове по сюжету фильма.

Не каждый человек решится отправиться на какой-то полуостров в Северном Ледовитом океане на несколько месяцев, где переменчивая опасная погода, а рядом с домами ходят дикие звери. Оценивая это, можно с уверенность сказать, что люди, снимающие это кино, удивительно смелые и бесстрашные авантюристы. Такими же уверенными в себе должны быть полярники северной станции, иначе им просто не выжить. Известно, что многим актерам гораздо легче сыграть свою роль, когда она понятна и знакома им. Добрыгин и Пускепалис, согласившись на этот проект, подтвердили, как мне кажется, свою схожесть с героями в своей храбрости и силе духа. Кроме того, только режиссер, оператор и художник, отправляясь на съемки, уже знали, что их ждет, так как были на севере Чукотки, выбирая натуру. Остальная съемочная группа многое даже не могла себе представить. Актер, сыгравший роль Павла, по сути, как и его персонаж, является стажером и в жизни, он отправляется за приключениями на край России, мало понимая всю сложность и опасность этого путешествия, о чем он позже будет рассказывать в интервью.

Не зря природу можно считать одним из главных героев картины. Она не только помогла вжиться актерам в роль, но и заставила их не просто играть, а проживать каждый момент фильма. Нельзя более правдоподобно показать, как человека кусают комары, чем в сцене с поиском топлива в старых бочках, когда настоящие насекомые нещадно атакуют актеров со всех сторон. Ни одна компьютерная графика вместе с мастерством актера не смогут так же точно передать это состояние, которое в жизни знакомо каждому. Или сцена «слепоты» Павла в тумане, когда не видно на расстоянии вытянутой руки. Искусственно практически не возможно было бы покрыть такую большую площадь дымом, для создания правдоподобности, но природа сама готова подарить такое чудо киногруппе. Поэтому не зря Алексей Попогребский говорил в одном интервью: «Мы хотим правды обстоятельств и правды персонажей». В фильме «Как я провел этим летом» это, несомненно, получилось.

Хотя немногие зрители были на полярных станциях, герои кажутся очень правдоподобными в роли метеорологов, а особенно Сергей Пускепалис, который в силу своего возраста имеет богатый жизненный опыт. Это помогает ему в фильме уверенно чистить и солить рыбу, с любовью рассказывать о своей жене и одновременно поучать Пашу, как собственного сына, так как за кадром он тоже отец. Другие жизненные вещи он также делает с легкостью: и веником в бане побить может, и охотиться, и рыбу ловить для него легко. Кроме того, актер служил в военно-морском флоте и отлично знает, что такое долг и дисциплина. Без строгого военного порядка, который вносит Сергей Витальевич в жизнь полярников, выжить просто не реально, тем более, что ситуацию можно считать экстренной, так как персонажей всего двое на острове, а должно быть для нормальной работы гораздо больше.

Не только строгий характер, но и внешний вид героя, тоже близкий бывшему военному, создают ощущение страха у Павла. Для зрителя это становится единственным объективным объяснением поведения молодого стажера, который испугался рассказать Сергею Витальевичу о смерти его семьи. Смотря фильм, я постоянно думала про себя о том, что герою пора признаться. Неужели он не понимает, что делает? Тайное всегда становится явным. Но Паша продолжал молчать, и только взаимосвязанная игра актеров дает объяснение зрителю этого подросткового страха. Наверное, поэтому, мне было тяжело смотреть фильм. Я тоже напугалась непредсказуемого полярника Сергея, и меня так же, как и его, раздражало неуважительное, а иногда бездумное поведение молодого человека на станции.

Так как действие разворачивается на краю света, где нет никого, кроме этих персонажей, конфликту разрешено дорасти до предела: когда перед человеком, дошедшим до грани, встает вопрос жизни и смерти, как ему представляется. Это не кажется раздутым и вымышленным, так как убедительно сыграно в реальных природных условиях.

Если говорить о Григорие Добрыгине, то нельзя не отметить его каскадерские способности. Все трюки актер выполнял сам без чьей-либо помощи. Он прыгал и бегал по бочкам, крутился на заброшенном радаре ПВО и катился по каменистому склону острова. Его молодость и активность берут свое. Дурачество в кадре этого актера выглядит естественным благодаря возрасту. Артист более зрелый, неподходящий внешне по образу, не смог бы выглядеть правдоподобно в фильме. Режиссер грамотно подобрал актеров для этой картины, а художники, дополнив образ деталями, создали персонажей, понятных для зрителя с первых кадров.

Этот фильм вполне можно назвать актерским, так как именно благодаря Григорию Добрыгину и Сергею Пускепалису кино кажется динамичным. При статичной камере очень важны действия актеров: их движения и мимика. На общих планах замечаешь их позы и композицию. Например, в эпизоде, где Павел виновато подходит к Сергею, после осмотра дома с дырой в потолке, зритель видит, что персонаж Добрыгина съежившийся, с поджатыми руками, а герой Сергея Пускепалиса стоит, широко расставив ноги и засунув одну руку в карман. При этом расстановка актеров также подчеркивает их отношения: Сергей стоит на крыльце дома, как на пьедестале, а расстроенный Паша не решается подняться на ступеньки, и обращен спиной к зрителям.

Безусловно, актеры расставлены так по просьбе режиссера. Только при грамотной работе Алексея Попогребского, при четко поставленных задачах, артисты могли сыграть эту историю. Тем более, что вся картина наполнена огромным количеством молчаливых диалогов и сцен, где герой находится в полном одиночестве. В таких эпизодах для актера особенно важно понимать, что он должен сделать, и о чем нужно думать в этот момент, чтобы на его лице отражались необходимые эмоции.

В кинопередаче «Магия кино», на телеканале «Культура», мне попадалась информация, что режиссер заманил своих актеров на съемочную площадку, не давая прочитать им сценарий. Каждый съемочный день он выдавал лишь небольшую часть текста, который предстояло сегодня отснять. Это объяснялось тем, что Алексей Попогребский хотел через эффект неожиданности достичь более острой игры артистов: когда у них нет возможности продумывать свою роль и готовиться к съемкам, они должны раскрываться в предложенных им обстоятельствах. Хотя больше эта информация мне не встречалась, я готова ей поверить, так как фильм носит некоторую документальность не только в изображении природы, но и событий. Встреча Паши с белым медведем вряд ли могла быть запланированной. Съемочной группе просто повезло, что к ним вышел этот хищник, а в картине появилась такая сцена.

Не рассказывая ни о чем заранее своим актерам, режиссер провел с ними настоящий психотренинг. Незнание для человека — всегда стресс. В такой ситуации Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис должны были полностью довериться Алексею Попогребскому. Не каждый актер способен отдаться во власть режиссера ради большей свободы в своих действий на экране. Но загнав себя в рамки, артисты получили больше возможностей. Алексею Попогребскому в такой ситуации уже не надо было уделять много времени на объяснения характеров, настаивать на каких-то эмоциях героев, так как он просто получал от них живые, настоящие чувства. Он позволил каждому актеру быть собой, сыграть себя в предлагаемых обстоятельствах. Это говорит о том, что в работе этого режиссера огромное значение играет отбор актеров еще до съемок. Они должны во многом соответствовать по внешности и характеру в жизни своим героям на экране. Увидеть того или иного человека в роли - ценное качество для режиссера. Часто случается, что сценарий фильма пишется изначально под конкретного артиста. Возможно, в картине «Как я провел этим летом» текст писался во время поиска главных героев и дорабатывался на съемочной площадке, а Алексей Попогребский вносил изменения ежедневно, от чего и скрывал всю информацию от артистов. Тогда получается, что его необычная методика работы с актером, вынужденная необходимость.

Несмотря на то, что был ли такой ход запланированным или случайным результат трудов всей съемочной группы очевиден. Этот фильм получил множество призов и наград, наиболее громким из которых стал «Серебряный медведь» за лучшую актерскую работу. Причем, награду Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис разделили на двоих, так как выделить из этого актерского дуэта кого-то одного, просто невозможно.

Хотя эта картина интересна и операторской работой, и местом съемок, и сюжетом, актерская игра в ней остается на первом месте, как для киномана, так и для простого зрителя - её видишь, её чувствуешь, ей живешь все два часа путешествия на затерянную в Северном Ледовитом океане полярную станцию.