Баннер

О ВОЙНЕ И МИРЕ С ЛЮБОВЬЮ (по фильму "Кукушка" Рогожкина)

Статьи

Сегодня изучению иностранного языка в общеобразовательной системе уделяют особое место. Язык открывает новые возможности не только в социальном плане, но и духовном. Он позволяет лучше узнать другую культуру. Но что делать, если ты попадаешь в новую среду, язык которой тебе не известен? Ты говоришь, но в ответ получаешь лишь поток незнакомых слов, ты слушаешь, но ничего не понимаешь. Режиссер Александр Рогожкин в картине «Кукушка» сталкивает своих героев именно в такой абсурдной ситуации, где каждый из персонажей говорит на своем языке. Эти обстоятельства сами по себе не создают конфликта: Анни, Вейкко и Пшелты легко уживаются между собой; однако невозможность нормально общаться способствует усилению реально существующих противоречий и позволяет им развиваться.

Основной внешней проблемой в фильме для героев становится вопрос свой и чужой. Любые военные действия обостряют чувства человека до предела: возрастает страх, ощущение радости, потребность в любви, усиливается ненависть и много другое. Поэтому воюющий уже три года капитан Красной Армии испытывает особую враждебность к финскому солдату, которого считает фашистом, хотя сам по себе Иван человек очень мирный. Изначально он не видит Вейкко как личность. Для него он просто еще один противник, который пытается захватить Россию и другие государства. Вся его открытость и доброжелательность воспринимается Иваном в штыки. На первый план для русского выходит немецкая безликая форма одежды и непонятный ему язык.

Из-за невозможности объясниться героям между собой, этот, по сути, беспочвенный конфликт начинает разрастаться. Вначале Иван не может поделить с Вейкко немецкую винтовку, которая на деле оказывается даже незаряженной; затем разногласия усиливаются, так как между ними встает чувство к женщине. При этом Ивана задевает больше не тот факт, что одинокая саамка предпочла вначале Вейкко, а то, что она захотела быть с врагом, а не с русским. Разрешение конфликта герой видит только в победе над «фашистом», а значит в его смерти. Иван неоднократно пытается напасть на Вейкко, но слабое здоровье после контузии не позволяет ему завершить задуманное. Финн же в свою очередь безнадежно пытается объяснить Пшелте, что он не немец и война для него уже кончилась. В итоге непонимание приводит к трагедии. Иван, не разобравшись в ситуации, стреляет в своего соперника, думая, что Вейкко радуется упавшему самолету.

Тут, на первый взгляд трагикомичный фильм дорастает до настоящей драмы. Сценарий написан таким образом, что, кажется, будто судьба перестает быть благосклонной к героям. В начале картины Иван и Вейкко легко спасаются от смерти по воле случая. Но в эпизоде с упавшим самолетом все начинает идти неправильно. Финский солдат читает листовки и начинает радоваться окончанию войны, а в это время Иван находит мертвых летчиков и пистолет, записку на русском языке он увидит уже после выстрела в Вейкко. Если бы события этой сцены развивались в другом порядке, то все могло бы быть иначе. Ранение одного из героев является кульминацией произведения и одновременно поворотной точкой во всех отношениях. Вместе с известием об окончании военных действий на территории Финляндии, происходит и перемирие Ивана с Вейкко. Теперь целью русского солдата является борьба за жизнь, а не за смерть своего товарища.

Конфликт главного героя на первый взгляд разрешается, он больше не хочет убить Вейкко; но если внимательно присмотреться, то на самом деле это противоречие просто исчезает. В этот момент зритель должен понять, что основной конфликт картины «Кукушка» в действительности гораздо больше и сложнее, чем внешнее соперничество между Пшелты и Вейкко. Каждого из героев мучил прежде всего вопрос войны и мира, который самостоятельно решить они просто не могли, поэтому свою энергию они переносили на предложенные им в жизни обстоятельства. Возможно, Ивану казалось, что если он убьет еще одного «фашиста», то тем самым приблизит победу. Но этот поступок не мог закончить военных действий, о чем так мечтали русский, финн и саамка. Их внутренняя борьба со своими желаниями, убеждениями и стремлениями, могла лишь проявляться через внешние конфликты между собой, так как, говоря на разных языках, они не могли обсудить то, что их так сильно волновало. Это очень интересный драматический ход, когда от героев фильма мало что зависит, но при этом они активно пытаются бороться с реальностью, благодаря чему за ними очень интересно наблюдать.

При всей их беспомощности, если говорить только о возможности разрешения внутренних противоречий, Иван, Вейкко и Анни сильные личности и во многом очень похожие, несмотря на разность культур. Финский солдат очень интеллигентный человек, закончивший университет и знающий русскую классику, Иван же при всей своей простоте настоящий поэт и романтик, который тоже любит литературу.

Наличие в произведении только сильных по характеру главных персонажей становится возможным лишь благодаря тому, что они все говорят на разных языках. Индивидуальность же героев проявляется в их темпераментах и национальных особенностях. Вейкко - активный, болтливый, веселый молодой человек, который любит баню, Анни напротив, выступает против такой чистоплотности, так как считает, что это портит кожу и привлекает насекомых. Она спокойная, независимая, практичная особа. Иван по натуре человек терпеливый и сдержанный, хотя внутри кипят чувства, он добрый, верный и ласковый. Очень здорово, что на каждую роль были подобраны актеры той национальности и культуры, которую они должны были представить на экране. Это помогло достигнуть правдоподобности в житейских мелочах и, скорее всего, рождало на съемочной площадке большое количество экспромтов, так как носитель той или иной культуры знает про свой народ куда больше, чем «всемогущий» сценарист.

На тот момент еще не имевшая опыта в кино актриса, Анни-Кристина Юусо, великолепно дополнила мужскую компанию ленты «Кукушка» своей естественностью, так как она сама по национальности на половину саамка. Ей хочется верить, на неё хочется смотреть; всю тяжелую работу она выполняет в кадре по-настоящему, со знанием дела. Несмотря на то, что она является объектом конфликта, Анни его и уравновешивает. Финский и русский солдаты беспрекословно слушают её. Если бы не этот женский образ в фильме, они давно бы убили друг друга или бы просто не выжили в тех ситуациях, в которых каждый из них оказался. Ивана предали свои же соотечественники, после какого-то лжедоноса, Вейкко оставили умирать немцы, за которых он воевал. Все эти обстоятельства почти не влияют на отношения между финном и Пшелты, но они значимы для внутреннего эмоционального конфликта в душе каждого из персонажей. Их предали, их бросили, война перестала быть целью их жизни, они хотят мира. Но если Вейкко открыто в этом признается, то Ивану многое еще необходимо осознать. Финский солдат произносит очень важные слова: «Я человек, как и ты, я хочу жить, а не воевать».

Несмотря на то, что Вейкко и Пшелты больше не собираются принимать участия в военных действиях, в фильме они являются представителями войны. Мир же олицетворяет Анни и дикая среда, в которой живет эта саамка. В фильме «Кукушка» природа - как еще одно действующее лицо - спокойная, величественная и красивая. Трудно поверить, что в этом раю могут проходить боевые действия. Реки, озера, леса и поля — все одухотворено. Поэтому Вейкко произносит в разговоре с Иваном: «Посмотри как красиво в мире». Причем финн употребляет именно слово «мир», а не «здесь» или «вокруг», так как Александру Рогожкину важно, что эта спокойная красота не имеет места и времени, она вечна и существует повсюду, где человек находит минутку, чтобы остановиться, оглянуться и осознать происходящее вокруг себя. Неужели героям нужно было пройти через всю войну, чтобы оценить прелесть жизни? Отсюда напрашивается вопрос, выходящий за рамки этой ленты: а что нужно современному обществу, чтобы начать замечать красоту природы и вселенского бытия?

Для меня этот фильм стал философским откровением на тему жизни и гармонии в ней, и на последний пункт надо обратить особое внимание. С одной стороны - весь сюжет кинокартины держится на внутренних и внешних конфликтах персонажей с самими собой, друг с другом и реальностью; с другой стороны - в ленте «Кукушка» не чувствуется где-либо дисбаланса: на каждый минус есть плюс, в сценарии все уравновешено между собой, во всем присутствует гармония. Под выше сказанным я подразумеваю, то, что различные положительные черты и способности распределены между героями поровну. Нет хорошего или плохого персонажа, хотя зритель вправе симпатизировать больше Ивану или, наоборот, Вейкко, исходя из того, кто ближе ему по темпераменту. Например, несмотря на свою болтливость (как к месту так и нет), именно финн озвучивает в своих речах главные философские мысли произведения. Русский же солдат награжден способностью лучше понимать и чувствовать Анни. Он сразу же догадывается, что Вейкко ей нравится, или чувствует без слов то, что саамка просит о помощи. Именно с Иваном больше крупных, длинных планов с акцентами на его лице или руках. Как ласково он прощается с доброй Анни, как держит её маленькие сильные ладошки. В своей чувственности русский совершенно не похож на финна, да и с одинокой дикой саамкой у него мало сходства. Эти три героя - просто люди, «война заставила их делать плохие вещи, от которых они устали».

Фильм Александра Рогожкина очень многому учит своего зрителя: о том, что почти все люди на земле, по сути, хотят совершенно одного — мира. Поэтому на всех языках слова война, жизнь, любовь, голод и так далее будут понятны без перевода, главное суметь открыть свою душу для собеседника, как это делают герои. А когда ты смотришь фильм - распахнуть свой разум и сердце для экрана, тогда любая картина станет доступной для понимания. Эта лента заслуживает такого внимательного зрителя, потому что, несмотря на военную тематику, она несет в себе только мир, любовь и радость, а для современного кинематографа эта большая редкость.