Баннер

КРАСНОЕ, ЧЕРНОЕ, БЕЛОЕ. (по фильму "Мой ласковый и нежный зверь" Лотяну)

Статьи

«Один английский путешественник рассказывает о том, как он дружил с тигром; он вырастил его, ласкал его, но всегда держал у себя на столе заряженный пистолет». Стендаль "Красное и черное"


Когда смотришь картину Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь», в первую очередь, воспринимаешь её на эмоциональном уровне и лишь потом на профессиональном. Что-то цепляет тебя в скромных декорациях и немного смешных, по сегодняшним меркам, «спецэффектах». Может тень Чеховского таланта? Искренняя и правдоподобная игра актеров? Или режиссерский замысел?

От такого сильного трагического сюжета, как «Драма на охоте», ждешь соответствующей отдачи по её исполнению на экране. Каждое слово, деталь, действие должны работать над раскрытием общего замысла. Анализ этого фильма был для меня боем, с неизвестным заранее исходом сражения, где как взрывы вспыхивали яркие режиссерские находки, и погибали под пулями моих строгих слов неудачи и промахи съемочной группы в работе над этой лентой. К фильму о любви можно подходить только с любовью, но в такой картине, как «Мой ласковый и нежный зверь», надо всегда быть готовым к противоречивым чувствам, ведь именно об этом и рассказана зрителю история.

Три мужчины и один за кадром (это сам режиссер Эмиль Лотяну), готовы были на все ради великолепной Галины Беляевой, в роли Оленьки Скворцовой. Красивая, сильная, умная и очень юная девушка легко пленяет воображение наивных героев произведения «Мой ласковый и нежный зверь». Трудно отрицать, что роман молодой актрисы и режиссера не мог не отразиться на самой картине. Дебютирующая Беляева играет так правдоподобно и профессионально, как исполнила бы не каждая зрелая актриса. В её жестах, манерах, речи столько естественности и детской игривости, которая полностью соответствует не только возрасту героини, но и её собственному. Такая ставка на возраст дала свои плоды: в неё сразу же влюбились зрители, несмотря на ветреный образ Скворцовой. Личная же симпатия Эмиля Лотяну к Галине, как мне кажется, заставляла его более тщательно наблюдать за Беляевой в камере. Именно смотря на неё в жизни глазами Сергея Петровича Камышева, режиссер смог представить её такой соблазнительной и любимой мужчинами. Рапидные съемки в эпизоде знакомства лишь усиливают грацию и красоту Ольги Николаевны. В фильме нет ни одного кадра, где бы образ Скворцовой был искажен: везде только самые удачные ракурсы и крупности. Даже на смертном одре она остается прекрасной и очаровательной. Её прикрытые от боли глаза, бледное забинтованное лицо будто излучают какой-то таинственный, манящий к себе свет.

Драматическая основа этого фильма сама по себе очень мощная. Два конфликта, внутренний и внешний, дополняют друг друга и дают действию развиваться. Хотя Сергей Петрович безумно ревнует Оленьку к её мужу и лучшему другу, он не предпринимает изначально никаких мер, давая героине возможность самой выбирать, с кем ей быть. С другой стороны, в его душе борются два чувства: любовь и ненависть к своей избраннице. Не найдя возможности договориться с собой, он решается на преступление. Его поступок, как мне кажется, не является следствием ревности. Его цель в первую очередь избавить себя от мучений и ненависти к любимой женщине, а не желание насолить противникам. Он хочет освободиться сам и освободить других от порочной связи с Ольгой Скворцовой, и, возможно, такой смертью спасти заблудшую душу героини. Ведь как она сама говорила: «Женщина, убитая грозой и на войне, умершая в тяжелых родах или других мучениях попадает к Богу в рай».

Помимо основных конфликтов произведения, связанных с образом Камышева, как главного героя, существует третий, не менее значимый, заключается он в проблеме счастья. Что важнее для человека деньги или любовь? Этот вопрос ставит режиссер Эмиль Лотяну перед зрителями, а варианты ответов он предлагает на примере поступков героев в фильме. Сергей Петрович видит счастье в любви, а для Ольги Николаевны главное деньги. Эти персонажи уже давно сделали свой выбор, на экране им остается только осознать его и понять, что пути их расходятся в точке счастья. На первый взгляд, кажется, что героиня Беляевой еще может исправить свою жизнь, но на самом деле, её внутренний мир слишком беден, для чистой и бескорыстной любви. Три конфликта, как три доминирующих в фильме цвета: красный, черный, белый. Алый ― страстная любовь или ненависть, черный ― выбор между дружбой и ревность, белый ― чистота и непорочность или развратное создание под маской ангела.

Три цвета в картине «Мой ласковый и нежный зверь» выступают как триединая основа, на которой держится все мироздание этого фильма. Эти краски не просто преобладают на экране, в них представлены как главные детали, так и второстепенные элементы. Например, идеально белые залы усадьбы с кроваво-красными шторами; в этой же палитре цветы на свадебном столе; только алое вино в бокалах; гости встречающие невесту-беглянку одеты в черное, белое и бордовое. Даже цыгане в фильме меняют свои пестрые наряды на однотонно-белые платья, и черно-красные костюмы. Все это создает некую атмосферу.

Особое место занимает художественный образ главных героев, а именно Оленьки и Сергея Петровича. Режиссер начинает повествование драмы на охоте, с молодого судебного следователя, когда тот приезжает к другу в поместье. На нем надет великолепный белый костюм, сшитый по последней моде: перчатки, шляпа, трость ― все в тон. Он быстро мчится в черном экипаже, а в это время дочь лесника прогуливается на своей белоснежной лошадке. Темноволосая, в ярко-красном платье, с птичкой в руках, она мелькает среди березок, как лесная нимфа. Все опять в одной строгой тональности.

Если говорить об Оленьке Скворцовой, то её наряды по цветовому решению наиболее полно отражают в себе общую концепцию. В этих красках весь её характер, все её мечты и жизненные ценности. Она роковая красавица, внешний вид которой должен сигнализировать для всех опасность, но вместо этого он манит к себе и притягивает других героев произведения, постепенно убивая их души изнутри.

Вся эта дань цвету придает некую театральность картине Эмиля Лотяну. В поддержку такого же эффекта выступают некоторые общие планы фильма. В основном это сцены с цыганами. Например, в утреннем эпизоде после ночного гулянья все фигуры в кадре расставлены как на «шахматной доске», каждый занимает строго определенное место, создавая в интерьере некую очень правильную композицию. Причем из-за длительности этих кадров в фильме, зрителю ничего не остается, как наблюдать за этой режиссерской схемой, так как эти эпизоды не перебиваются крупными или средними планами действующих лиц.

В других же сценах, напротив, на весь экран появляются лица второстепенных персонажей: слуг, бедняков, простолюдинов. При этом эмоции у них отсутствуют - эти люди как статуи, которые повсюду стоят в картине, как к месту так и нет. Например, женщина в доме лесничего, совершенно мертвый по эмоциям человек.

Для чего же была введена эта театральность? Возможно, для усиления характера Ольги Николаевны Скворцовой, для которой вся её жизнь была скорее игрой, продуманной ею заранее. Она всегда представляла себя богатой и успешной, а свою смерть драматичной и красивой, как в каком-нибудь французском романе. Но был ли в этом смысл, когда сама актриса исполняла роль очень естественно? Получилось, что все сцены со Скворцовой и Сергеем Камышевым правдоподобны, а второстепенные линии сюжета, кажутся иногда, наигранными.

Натуральность Оленьке в кадре придает не только игра актрисы, но и детали одежды, а так же среда, в которой её изображают. Очень радует глаз скромный, неяркий грим у Галины Беляевой. Только накладные ресницы подчеркивают её выразительный взгляд, и больше ничего. Сегодня в фильмах, да и раньше, очень активно используют макияж, не всегда чувствуя меру. Оправдывают это тем, что кино, искусство прежде всего визуальное. В «Моем ласковом и нежном звере» героиня на протяжении всей картины, не зависимо от своего статуса в обществе, остается собой, меняются только её платья и прически.

Герой Олега Янковского не менее проникновенный. Камышев в его исполнении настолько привлекателен, что как девочка влюбляешься в его персонажа. Как он красив, как статен, умен и романтичен. Несмотря на то, что в начале произведения Сергей Петрович представляется человеком не слишком серьезным, хочется верить, что он меняется от любви к Ольге Николаевне. Все это благодаря профессиональной актерской игре и просто природному шарму самого Янковского. В фильме Эмиля Лотяну Сергей Петрович Камышев и близко не стоит со своим прототипом Иваном Петровичем из «Драмы на охоте» Чехова. Из гуляки и дамского угодника, презирающего всех и вся, он становится жертвой настоящей любви: он боготворит Ольгу, видит её лучше, чем она есть на самом деле. Если бы герой не изменялся, не совершенствовался, то и фильм было бы неинтересно смотреть зрителю. Никому и дела не было бы до Камышева и Скворцовой, которые ничему не учатся и не хотят меняться, а главное не любят друг друга. Бессмысленное убийство ради убийства так же скучно, как и бездействие. Даже если изначально Сергей Петрович был просто увлечен дочерью лесника, то потом в нем вспыхнуло настоящее чувство.

Каким же хотел показать режиссер судебного следователя, и какой он в действительности получился? Если Эмиль Лотяну представлял его, как Чехов, то становится понятным общая концепция театральности, присутствующая в фильме. Все играют и обманывают. Поэтому и концовка получается не слишком благородной, ведь Сергей Петрович легко рассказывает издателю о судьбах участников драмы, особенно о бедном Урбенине, который незаслуженно был осужден за убийство жены, и вскоре скончался на каторге, оставив детей сиротами. Но как не планирует иногда режиссер, фильм вдруг начинает развиваться по собственным, иным законам. И всему виной в данном случае была некая чувственная атмосфера, которая победила, как мне кажется, заранее спланированную четкую художественную структуру.

Этот мощный эмоциональный порыв сложился из нескольких элементов. Во-первых, как я уже говорила, это сильная, по своей отдаче, игра Олега Янковского, он внес в своего героя что-то новое, духовное. Если бы картина закончилась на похоронах Оленьки, то у меня бы не возникло таких внутренних противоречий как сейчас.

Помимо игры актеров, большое значение имеет музыка Евгения Дога. Вальс из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь» стал любимым многими зрителями. Слушая его, начинаешь не просто переживать вместе с героями фильма, но вспоминаешь дорогих своему сердцу людей. Эта музыка не может соврать или слукавить, она лучше всего рассказывает историю страстной, пылкой любви. Думаю, что это произведение было написано за долго до начала съемок, так как ему подчиняется весь эпизод у реки. Нет больше натяжной наигранности - только чувства. Все сливается в одном порыве: музыка, природа, люди, их мысли, - это одна из самых гармоничных сцен картины.

Кажется, что камера тоже танцует с героями. Она постоянно находится в движении не зависимо от выбранной крупности. После того, как Оленька начинает думать о Сергее, мы видим, как камера перестраивается на новый ракурс (снизу вверх) благодаря виртуозной работе оператора Анатолия Петрицкого. Главная героиня будто начинает парить над суетой мирской жизни, все её воображение занято мечтами о Сереже. В данный момент это чувство действительно искреннее, жаль только, что оно недостаточно сильное, чтобы перерасти в настоящую зрелую любовь, неспособную на предательство и корысть.

Даже природа приближает сюжет к жизни. Перед зрителем проходят все времена года в достаточно хаотичном порядке: то заснеженная пустующая усадьба, то сочная летняя зелень с алыми ягодами или яркая весенняя сирень по заднему плану, или прохладная серая осень с дикими утками на охоте. Трудно понять, сколько лет или какое время длилась эта история, но в целом это и не важно. Зато режиссер смог поддержать чувства и переживания героев натурой. Роковая встреча Ольги Николаевны и Сергея Петровича Камышева случается на кануне грозы, которая и заставляет обратить их внимание друг на друга. Умирает Оленька осенью, и природа увядает вместе с ней, а к её похоронам вдруг неожиданно вся земля засыпана снегом.

Многие детали, относящиеся к первоначальной авторской задумке, хорошо дополнили самостоятельно сложившуюся новую концепцию. Например, ни один раз встречаются в кадре настенные рога, когда Ольга Николаевна решается предать Сергея Петровича и остаться на ночь у графа Карнеева. Но более заметными кажутся находки Эмиля Лотяну в подборе песен и цитат из книг. Так слуга Камышева, Поликарп, прочитывает в книге, перед приездом к ним Оленьки: «Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству». Или, когда в момент убийства, одна пожилая дама поет на пикнике: «Помню, как я с тобой в лесу бродила...», ― и тут раздается душераздирающий крик. Оленька умирает на глазах у самых знатных и почетных людей местного общества, как она и мечтала. Она одета в удивительной красоты платье в красно-белых тонах и черные сапожки. Вот кто, по истине, ― ласковый, нежный, зверек, настоящий хищник, а не Сережа, которого она так называла перед смертью.

Всю свою жизнь Камышева мучил его поступок. Эмиль Лотяну показывает это неким лейтмотивом - повтором во всем фильме похожих крупных планов Сергея Петровича, который слышит голос Скворцовой. Этот эпизод идет после первых титров на фоне заброшенного поместья графа, встречается он и перед визитом Оленьки в дом Сережи, а также после её ухода. Зацепившись за этот прием, я проследила за главным героем, особенно за его изменениями во внешности. Оказалось, что в соседних сценах у Сергея Петровича бывают разной длинны волосы. В связи с этим возник вопрос, было ли это продолжением цепочки воспоминаний, или лишь ошибкой гримеров, и было ли вообще это приемом? Возможно, это лишь случайное совпадение, которое возникло ради удачных склеек при монтаже, когда не нашлось более подходящего плана.

В любом случае фильм Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» получился целостным по своему исполнению, несмотря на то, что, как мне кажется, многое из того, что было задумано режиссером, пошло иначе. Чувства и эмоции взяли вверх над сложными расчетами и схемами и отлично слились и дополнили основную концепцию черного, белого и красного.

Ведь любой фильм как ласковый и нежный зверь, которого любит и растит режиссер, когда-нибудь обязательно вырвется на свободу. И лишь от авторов картины зависит, позволить фильму взять над ними вверх или убить― его, не дав ему свободы. Эмиль Лотяну сделал свой выбор, и зритель смог увидеть на экране прекрасный фильм «Мой ласковый и нежный зверь».