Баннер

ЧЕРНО-БЕЛЫЙ – ЦВЕТ.

Статьи

По сравнению с другими искусствами кино появилось совсем недавно, чуть более ста лет назад, и под влиянием технического прогресса быстро впитывало в себя все новое. Совершенствовалась аппаратура на съемочной площадке, расширялись возможности монтажа, появился звук, а в 30-ые годы ХХ века и цвет.

Как когда-то у звукового кино было много противников, так и появление цвета в кинематографе было воспринято с опаской. Некоторые режиссеры утверждали, что черно-белый цвет – это форма искусства, а краска лишь разрушает его. Хорошую цветочувствительную пленку было так же трудно достать, как и аппаратуру к ней, поэтому большинство снимало на черно-белую. Лишь к концу 60-70-ых годов цветные фильмы стали заметно преобладать над черно-белыми – тем самым цвет постепенно становился нормой для кино.

Одни принимали цвет с радостью и видели в нем еще одну художественную возможность воплощения своих идей, другие не воспринимали его. Но, как мы видим, цвет ничуть не испортил картины талантливых режиссеров. Вспомним, например, Андрея Тарковского, чьи черно-белые фильмы прекрасны, но не менее прекрасны и его картины в цвете. На мой взгляд, цвет в фильме «Солярис» является большим достоинством, ведь цветовая гамма, преобладающая на земле, в природе, сильно различается с цветами станции Солярис. Этот цветовой контраст играет важную роль в эмоциональном понимании фильма.

Мы редко задумываемся над скрытым смыслом, заложенном в цвете, но этот прием имеет большое значение, для нашего восприятия окружающего мира, в том числе и кинокартины. Цвет вызывает у нас различные ассоциации, создает настроение. Поэтому очень обидно, что сегодня о гамме красок, а, следовательно, и об открывающихся возможностях, задумываются кинематографисты очень редко.

Мы слишком привыкли к цвету и не ценим его роль. Мы видим мир в красках. Окружая нас постоянно, цвет зачастую вносит в кино повседневность. Возможно, поэтому до сих пор многие считают, что черно-белый цвет сам по себе предает фильму небытовое звучание, и зритель автоматически воспринимает картину как художественное произведение.

Не смотря на это, сегодня снимается не слишком много черно-белых фильмов, так как обычно это уменьшает кассовость кинокартины, но все же такие фильмы есть. Почему же некоторые режиссеры отказываются от цвета? Рассмотрим несколько примеров.

В 1993 году мир увидел фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», который является экранизацией книги Томаса Кенилли «Ковчег Шиндлера». В нем рассказывается о реально существовавшем человеке по имени Оскар, спасавшем евреев в годы войны. Несмотря на то, что фильм считается цветным, его стоит отнести к черно-белым, так как основное киноповествование происходит в этом цвете. Однако этот факт ничуть не помешал этой картине заработать семь «Оскаров», а главное не оставить равнодушным ни одного зрителя, настолько напряженным и эмоциональным оказался этот фильм. Вряд ли кто-нибудь сможет представить его в другой цветовой гамме. Выделяющиеся на темном фоне картины лица евреев на протяжении всего фильма, все они такие разные, запоминающиеся; белые руки людей, тянущиеся из вагонов поездов. Только контраст белого и черного смог так хорошо передать страх и надежду, войну и мир. До слез трогает образ маленькой девочки в красном пальтишке и башмачках, идущей со всеми по серым улицам города – только ради этих кадров фильм можно было сделать черно-белым.

В наше время черно-белые фильмы легко ориентируют зрителя во времени событий происходящих на экране. Чаще всего это прошлое: воспоминания героев, их сны, или реальные исторические события. Фильм «список Шиндлера» начинается и кончается в цвете, так режиссер обозначает наше время, настоящее, в котором та страшная война с фашистами закончена. К этому же приему раскрытия с помощью цвета образа войны и мирного времени прибегали многие отечественные режиссеры. Например, в фильме Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие» воспоминания из довоенного прошлого и мечты героинь показаны в цвете.

Еще один американский режиссер Тим Бертон снял в 1994 году черно-белый фильм «Эд Вуд», который является художественной биографией одного из худших режиссеров Голливуда 50-ых годов. Поэтому, я думаю, что выбор черно-белого оформления очевиден: стремление создать ощущение прошлого, подражая старому кино 50-ых. Тем самым окунуть зрителя в тот кинематограф, в котором работал тогда Эд Вуд. Его жизнь предстает перед нами сумбурной и неудачной, как еще один его черно-белый фильм.

Не могу не вспомнить французское кино, в котором черно-белые сцены изображения достаточно популярны. Лично мне очень нравится «Девушка на мосту» 1999 года Патриса Леконта. Несмотря на то, что картина не слишком известна, она мне кажется гениальной. Помимо сценария, музыки и актеров, её главным достоинством является нестандартное для сегодняшнего времени цветовое решение. Вся картина выполнена в черно-белых тонах. Благодаря своему выбору режиссер добился большой выразительности. Этот фильм стал не просто историей любви двух одиноких сердец, а сюжетом с множеством противоречий в жизни героев, которые не хотят полагаться на судьбу и бегут от неё, не понимая, что созданы друг для друга. Когда они вместе весь мир у их ног, а когда порознь удача покидает их. Они как Инь и Ян, белое и черное, должны быть вместе для существования гармонии.

В российском кино черно-белые фильмы сегодня явление довольно редкое. Одним из таких исключений является картина Киры Муратовой 2005 года «Настройщик». Сам режиссер объяснил свой выбор так: «Я больше люблю черно-белое. В нем для меня больше искусства, больше условности. Цветным я не управляю, оно от меня ускользает. Черно-белую пленку и по производственным условиям у нас на студии легче монтировать сразу после съемки, как я люблю, при цвете это труднее». В любом случае фильм действительно вышел очень чувственным, хорошо раскрывающим характеры героев и сближающим их с литературными персонажами Чехова и Достоевского.

Любое цветовое решение является важной частью художественного произведения, и не имеет значения, по какой причине фильм снят в черно-белой гамме: из-за пристрастий режиссера или просто потому, что долгое время не было цветной пленки. Старые фильмы заслуживают уважения. Художники и операторы того времени творили, осознавая с каким материалом они работают. Черно-белое кино не нуждаются в цвете. В советских фильмах – история кинематографа, история нашей страны, и разукрашивание картины не даст ей ничего нового, а возможно даже испортит. Ведь по сути это является фальсификацией.

Не смотря на то, сколько бы не снималось сегодня черно-белых или цветных кинокартин, ясно одно, любое цветовое решение должно быть оправданно и работать на раскрытие произведения для зрителя. Ведь черный и белый – это тоже цвета, но они ко многому обязывают. Работать в этой гамме может только профессионал, который точно знает, чего он хочет, и как этого можно добиться.