Баннер

ГДЕ ВАШЕ СЕРДЦЕ? ЛИТЕРАТУРА или КИНО? (о фильме Хамдамова "В горах мое сердце")

Статьи

I

Читая рассказ У.Сарояна «В горах мое сердце»,вначале кажется, что одноименный фильм Хамдамова всего лишь кусок, выхваченный из общего контекста произведения. В отличие от рассказа, фильм охватывает только один день из жизни актера Мак-Грегора не вдаваясь в подробности его жизни, лишая тем самым странника как прошлого, так и какого-либо будущего. Режиссер опускает информацию о том, куда следует Мак-Грегор. Только из рассказа мы можем узнать, что старик возвращается в дом престарелых, где его ждут для постановки спектакля «Причуды стариков в 1914 году». И тут читатель, обращая внимание на год происходящих событий (1914), понимает всю безвыходность положения героев и цикличность их жизни. Старик не шел, а возвращался в дом престарелых. Он называл себя актером, но был просто стариком, ролью которого было сыграть самого себя. И после его ухода из города Джони как и раньше пошел в лавку к Козаку выпрашивать в долг еду,а его отец продолжил бесплодную попытку написать великую поэму. И весь этот бесконечный круговорот событий продолжил свое существование. Так ли важно было Сарояну рассказать нам именно эти события? Я думаю, что его первостепенной задачей было передать саму идею «бесконечности», которая хорошо раскрывается через эти происшествия. Благодаря тому, что кино это экранное искусство, Хамдамов смог раскрыть это через визуальные образы, наполнив фильм символикой круга. Это позволило уйти от скучного повествования событий.

Кроме того именно визуально режиссер представляет нам характеры героев, через их внешность и быт. И если Сароян не считает нужным описывать интерьеры и пейзажи, то Хамдамов подходит к этому очень детально. Заграмождая каждый уголок кадра и сталкивая несочетаемые по содержанию, форме и даже цвету вещи, он добивается у зрителя недоверия к изображаемому и повествуемому. Становится невозможным поверить в то, что отец Джонни сможет написать поэму, а его бабушка исполнять оперы,что дочка Козака не будет стоять за прилавком, а сам Козак дождется денег от Джони. Весь этот мир кажется неспособным к жизни. Кто знает, может сердца героев давным давно в горах? как и сердца Мак-Грегора и его родственников, которые исходя из возраста по всей вероятности мертвы. И тоскующее сердце в горах - это все, что остается от человека после его смерти, если не физической, то духовной.

Несмотря на то, что фильм «В горах мое сердце» является лишь импровизацией на тему рассказа Сарояна, Хамдамов не просто близко следует к тексту автора, а использует его диалоги, лишь иногда сокращая их и перераспределяя. Так, например, Встреча Чучела и Мак-Грегора происходит в присутствии Розы, отца и бабушки мальчика. Это вносит динамику и больший комизм в сложившуюся ситуацию. Взрослые представлены там чересчур любопытными и невежественными, более даже чем Джонни в рассказе. И в данной ситуации мы сразу оправдываем поведение ребенка, понимая, как тяжело ему живется, подстраиваясь под окружение. Возможно поэтому у мальчика и нет в фильме имени, есть только прозвище «Чучело» - для большего сочувствия. И если у Сарояна он выделялся из этого мира тем, что был повествователем, то тут режиссер как бы оправдывает его, надеясь, возможно, что это мальчик, единственный, кто выберется из этого замкнутого круга.

Поэтому, вполне уместно заявить, что Чучело - главный герой фильма, в отличии от рассказа «В горах мое сердце», где центром повествования выступает Мак-Грегор. В картине же Хамдамова странствующий актер лишь связующий элемент для погружения зрителя в атмосферу фильма. Он появляется из неоткуда, блуждая по улицам города и знакомя нас с его обитателями, с теми восемнадцатью соседями, о которых лишь упоминается в рассказе: близнецы на велосипедах, портной, парочка в моряцких костюмах, дети... Весь этот мир, все его составляющие куда больше интересуют режиссера, чем старый актер. Вот здесь и проявляется авторская импровизация режиссера, его видение, его мировосприятие, то что часто трудно объяснить, но можно прочувствовать. В облике героев и в их занятиях прослеживается авторское отношение к ним. Хамдамов не осуждает и не одобряет их, он просто внимательно за ними наблюдает: находя их достоинства и недостатки, видя общее и различное между ними.

Он снисходительнее относиться и к Мак-Грегору. В отличие от рассказа, где актер ведет себя часто нагло: требуя еду от соседей, мечтая съесть ужа Джонни. В фильме он более жалок и слаб. Единственное на что он способен это спрятать в карман остатки еды, а его фраза о том, что «песни не самое главное. Самое главное ― хлеб» звучит уже не как утверждение закоренелого материалиста, а как горькая правда жизни.

И сколько не сравнивай рассказ Сарояна и фильм Хамдамова, приходишь к тому, что из одного произведения родилось новое самостоятельное не менее прекрасное творение. Хотя, бесспорно, что фильм Хамдамова дал новую жизнь произведению Сарояна «В горах мое сердце».

II

Хоть я люблю литературу, мое сердце находится в кино, поэтому о фильме хочется поговорить отдельно. Картина Хамдамова достаточно трудна для понимания. Для постижения всех ее глубоких уровней и смыслов необходимо знать основную тему и идею фильма.

Утро. Город в белых простынях. Цветочница - негритянка. Две морячки - велосипедистки. Кругом афиши с изображением велосипеда или стилизованного портрета девушки. Фортепиано на рельсах. Все это - набор пестрых «картинок», не связанных на первый взгляд ничем между собой, но остающихся в памяти, создающих какое-то особое настроение. Возможно по этому, после первого знакомства с фильмом трудно сформулировать четко основную идею и тему кинокартины, зритель остается под большим эмоциональным впечатлением, для понимания и осознания которого нужно время. Причем у каждого, кто смотрел этот фильм, складывается свое видение авторского замысла. Поэтому, исходя из личной, субъективной оценки, хочется сказать, что для меня этот фильм в первую очередь о роли искусства в жизни человека, и о том что такое вообще искусство.

Беря за сюжетную основу рассказ Сарояна, Хамдамов в своем фильме усиливает у всех героев такую черту, как стремление к прекрасному, тем самым ставя проблему творчества на первый план. В отличие от рассказа, герои фильма не только имеют желание творить, но и вся окружающая их обстановка напоминает больше не реальный жило й город, а место, где собрались писатели, музыканты, певцы, по воле судьбы обязанные влачить жалкое существование обычных провинциалов. В этом и заключается основной конфликт как фильма, так и нашей реальной жизни - противостояние духовного и физического.

Фильм «В горах мое сердце» - это не то кино, к которому мы так привыкли, где в отличии от жизни бывают моменты полной гармонии и счастья, Хамдамов постоянно той или иной контрастной деталью хочет сказать нам о том, что мир, который мы видим на экране не идеален. И на белой скатерти обязательно найдется черное пятно, которое от безысходности нам останется только спрятать, как это и делают герои фильма.

Как в жизни, в картине «В горах мое сердце» соединяются вещи подчас не сочетаемые, причем у Хамдамова это доходит до абсурда. Ярким примером этого является интерьер дома Чучела: книги, курица в шкафу, мраморные статуи, ржавый тазик, посуда, дешевые картины, одежда, часы, завядшие цветы и многое другое - и все это находится в одном месте в одно время. И то ощущение прекрасного уходит от зрителя, у него не остается никакой надежды на то, что эти герои действительно способны творить. В рассказы бабушки Чучела о том, что она путешествовала по миру и пела в операх, начинаешь верить с трудом, как и в то, что отец мальчика не только величайший неизвестный поэт, а что он вообще пишет стихи. И тут задаешься вопросом о том, что же тогда подлинное искусство? К чему так стремятся эти люди, зачем им нужно петь, танцевать, писать стихи, когда они к этому не способны? В тот момент, когда Мак-Грегор исполняет свою песню, мы видим какую-то непрофессионально выполненную картину, больше похожую на детский рисунок - вот такое ощущение прекрасного у жителей этого городка: ничего возвышенного, ничего эстетичного, но им этого вполне достаточно, достаточно лишь одной мысли об искусстве и себя в нем, чтобы быть счастливыми.

Мак-Грегор же, обладающий настоящим талантом и являющийся в действительности, а не на словах, актером, не понимает других героев и заявляет: «песни не самое главное. Самое главное ― хлеб». Но кто услышит его? Кто его поймет? Здесь происходят столкновения двух полюсов: талантливого актера, у которого нет ни крошки в кармане, и людей, не слишком далеких и не разбирающихся в искусстве, но зато имеющих свой дом и еду, пусть даже в долг. Получается так, что одни имеют материальное, но стремятся к духовному и для себя непостижимому, а другие имеют духовное, но готовы отречься от него ради материального. И фильм «В горах мое сердце», как мне кажется, является попыткой Хамдамова разобраться в том, что же важнее, материальное или духовное, и возможно ли совместить эти два полюса. Поэтому основной идеей фильма, с моей точки зрения, является мысль о том, что человек может быть счастлив только имея и то и другое одновременно, и чтобы одно было не в ущерб другому. Но возможна ли такая гармония?

На первый взгляд, кажется, что сам Хамдамов придерживается того, что достигнуть этой идиллии духа и тела не возможно: каждый из героев представлен однобоко, каждый находится в своем круге проблем, которые решить невозможно, а значит и изменить свою жизнь тоже нельзя. Мир вокруг них с одной стороны - контрастный, но с другой - однообразный, черно-белый, с одинаковой музыкой для всех инструментов, с одним голосом для всех лиц. Но несмотря на это, режиссер оставляет для зрителя надежду в лице пронырливого мальчугана, Чучела, который любит петь и танцевать, но при этом может добывать себе еду и содержать не только себя, но и свою семью. Этот мальчишка, невзирая на юный возраст, куда лучше приспособлен к жестокой действительности, чем все остальные герои, и при этом, что самое главное, он не теряет силу духа и обладает чувством красоты, благодаря чистому детскому сердцу. Если понимать выражение «в горах мое сердце», как особое состояние души (покой, умиротворенность и любовь к жизни), то только у Чучела из всех персонажей картины сердце бьется в горах. И в такт этому сердцу стучит и сердце режиссера, который видит наш мир, видит весь негатив и обман окружающей нас действительности, и при этом не перестает любить жизнь и находить в ней прекрасное - вот в чем заключается истинное искусство. И только сам человек вправе вершить свою судьбу, только ему дано делать выбор между духовным и материальным или же попробовать соединить эти жизненно необходимые элементы ради того, чтобы хотя бы раз в жизни сердце его побывало в горах.